Церковь и ЭКО

Технологии ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) – это относительно молодое веяние, которое еще не до конца осознано и принято современным обществом. Однако все же интересно знать отношение церкви к искусственному оплодотворению, поэтому был произведен негласный опрос у четырех представителей различных конфессий, который и помог объединить такие практически несовместимые понятия, как «церковь и ЭКО».

Православие и ЭКО

По мнению Русской Православной Церкви самое ценное, что есть в человеке – это его жизнь и душаправославие. Человек существует с самого зачатия  независимо от способа, каким оно было произведено, а его жизнь – это длительная и упорная подготовка к личной встрече с Творцом, поэтому церковь считает своим прямым долгом заботиться о матери и будущем ребенке, в частности, об их моральном спокойствии и равновесии. Отсюда и вытекают три аспекта, которые абсолютно недопустимы по церковным канонам.

Прежде всего, речь идет о создании и утилизации «запасных» эмбрионов. Что имеется ввиду? Церковь беспокоится за здоровье женщины, поскольку вероятность успешного ЭКО  не велика. Однако гормональная стимуляция яичников для выявления детородной яйцеклетки существенно увеличивает риск женскому здоровью и чревата фатальными последствиями. Именно поэтому церковь считает, что подобная угроза жизни не оправдана и не дает стопроцентной гарантии благополучного зачатия. Кроме того ряд «замороженных» яйцеклеток не подлежат продуктивной трансплантации, поэтому их пускают в «расход» в сферу косметологии, в частности,  извлечение из них стволовых клеток для дорогостоящих косметических процедур по омоложению тела.

Также церковь отрицает суррогатное материнство, поскольку не только прерывается духовная связь между матерью и выношенным под сердцем ребенком, но и понятие «материнство» обесценивается  до уровня коммерческой сделки с участием денежных средств. Кроме того «заказчиками» подобной услуги могут стать как неженатые пары, так и пары гомосексуалистов, что уже является весомым нарушением божьих законов. Третьим же отрицанием церкви является использование донорских клеток, способствующих обесцениванию единства душ.

Брак – это, прежде всего, союз двух людей, которые не нуждаются в «посредниках», только моногамность приемлема Богом. Кроме того ребенок, независимо от своего возраста,  также имеет право на жизнь вместе со своими истинными родителями, как завещал Христос. Поэтому Русская Православная Церковь не выступает категорично против технологии ЭКО, однако существенно сужает ее критерии и предъявляет ряд весомых ограничений, представленных следующими требованиями: участие в процессе только родителей без подключения «третьих лиц», так сказать, а также отсутствие «запасных» эмбрионов.

Именно такая процедура ЭКО декларирована в итальянском законодательстве, однако открытым остается вопрос об угрозе жизни женщине после подобных манипуляций. Кроме того имеют ли место эксперименты с жизнью ребенка без его согласия? Вот в чем парадокс, ведь заручиться согласием ребенка не возможно, поскольку он должен получиться вследствие такого «эксперимента». Если сопоставить церковь и ЭКО, то дети, рожденные таким способом, не отлучаются от нее, но вот родители перед этой нелегкой процедурой должны посоветоваться со своим духовным наставником. Интересно то, что большинство семей после усыновления ребенка естественным путем зачали своего.

Иудаизм и ЭКО

Когда технологии ЭКО стали постепенно внедряться в современное общество, данное религиозноеиудаизм течение задалось вполне уместным вопросом, а позволяет ли это их вера. В результате долгих размышлений был сделан вполне логичный вывод: все зависит от конкретной ситуации, хотя в принципе иудаизм не препятствует искусственному оплодотворению. Если супруги не могут зачать ребенка привычным путем, религией разрешено использовать все существующие способы, дабы продолжить свой род, нет ограничений ни на донорство спермы, ни на суррогатное материнство. «Плодитесь и размножайтесь», - вот главная заповедь, которой должен следовать каждый семейный человек и обязательно родить в семье сына и дочку, а какие методы будут при этом задействованы, уже второстепенный вопрос.

Однако здесь имеются один весомый нюанс, связанный с суррогатной матерью. Кто же не может ею стать? Иудейская религия четко оговаривает, что ею не может быть родственница, поскольку религией не приемлемо кровосмешение. Также суррогатная мать не должна быть мужней женой, так как это нарушает обет о супружеской верности, что является великим грехом.

Если желание искусственного оплодотворения окончательное и обжалованию не подлежит, то первым шагом к осуществлению задуманного должна быть беседа с раввином, который помимо духовной жизни специализируется и на аспектах семейного права. Только он сможет подобрать компромиссный вариант решения этой непростой задачи, лояльно учтя все религиозные аспекты и возникшие юридические нюансы, чтобы в дальнейшем не возникало проблем ни у родителей, ни у детей «из пробирки».

Важно заметить, что Израильское правительство взяло на себя все расходы по искусственному оплодотворению до появления двух детей в семье.

Буддизм и ЭКО

Буддисты – ярые приверженцы всего нового, не минуло это и медицинскую сферу. Они твердобуддизм убеждены, что если женщине не суждено зачать ребенка естественным путем, он не должна лишать себя радости материнства и использовать все возможности и медицинские достижения для выполнения своей прямой миссии – родить потомство. Эко не противоречит буддийскому учению, которое считает, что спасать жизнь эмбрионов необходимо любыми средствами, а продолжать род самыми невероятными путями.

Рождение ребенка – это одна из священных добродетелей буддийского учения, поэтому люди, произведшие на свет младенца, а также заботящиеся о нем, делают благое действие, которое полностью одобряется свыше. И если по каким-либо причинам отсутствует возможность привычного зачатия, ребенка можно усыновить, либо решиться на все процедуры, предложенные современной наукой. Все методы хороши, если они приносят минимум страданий и дают максимум духовной радости, а также направлены на обретение семейного счастья и единения.

Буддизм не оговаривает никаких строгих ограничений, но призывает людей руководствоваться здравым смыслом и действовать с чистыми намерениями и открытым сердцем, только тогда все усилия будут не напрасны, а полученная в результате жизнь обретет счастливое и беспечное будущее.

ЭКО и ислам

Исламское право предоставляет человеку фундамент в качестве разума, жизни, религииислам, достоинства и чести, а также собственности и продолжения рода. Если же имеет место супружеское бесплодие, то необходимо пройти полное медицинское обследование для выявления непосредственной причины данной патологии, а потом приступить к консервативному лечению. Если же такое лечение оказалось бесполезным и не дало своих плодов, Ислам разрешает прибегнуть к ЭКО, как действенному способу зарождения новой жизни. Однако здесь имеется ряд ограничений, которые также следует учитывать. Прежде всего, в оплодотворении должны принимать участие исключительно супружеские гаметы, а использование донорского материала категорично запрещено, поскольку приравнивается к измене.

Это касается и донорской спермы, однако, здесь уже затронут другой аспект семейной жизни. Донорский материал может существенно испортить наследственность, нарушить родословную и заложенный генетический код, поэтому подобный метод искусственного оплодотворения также не приемлем.  Самым уместным является введение в полость матки жизнеспособного эмбриона, а остальных целесообразно уничтожить. Но что думает по этому поводу религия?

Как выяснилось, согласно божьим канонам эмбрион, достигший 120 суток с момента зачатия, обретает душу и тогда его уничтожение считается духовным преступлением, но до этого времени селекция допустима, только при соблюдении определенных правил. Прежде всего, необходимо оплодотворить минимальное число яйцеклеток, чтобы не было переизбытка числа вводимых в матку эмбрионов. Если жизнеспособных эмбрионов оказалось в избытке, то лишние остаются без требуемого медицинского внимания, а их «участь» решат естественные процессы организма. Также запрещено использовать лишние эмбрионы для зачатия в других супружеских парах.

Объективное мнение современной медицины

   медицинаКак выяснилась, любые религиозные течения не препятствуют ЭКО, поскольку относятся либо  позитивно, либо сдержанно одобряюще к данной процедуре. Да и сама процедура не «идет» вразрез с мнением церкви. Если сравнить популярные в России религии, то можно смело заявить, что самой либеральной в данном вопросе является иудаизм, христианство же придерживается консервативной стороны.

Так или иначе, можно выделить следующие опасения, которые всех волнуют: избыток эмбрионов, возможность использования донорского материала и суррогатное материнство. На первом месте, конечно, находится вопрос по переизбытку эмбрионов, которых медицинским путем получается очень много, а для продуктивного зачатия необходимо не более двух единиц. Возможность заморозки яйцеклетки полностью отклоняется мировой религией, хотя следует заметить, что ЭКО - процедура не всегда успешная с первой попытки и некоторым семьям приходится обращаться к науке повторно. Кроме того часто возникает желание рождения вторых детей, поэтому заморозка яйцеклетки с ее дальнейшим оплодотворением вполне уместна и предусмотрительна  в современной медицине. Также волнует вопрос выбора пола, который играет весомую роль при наличии определенных генетических патологий, но сегодня больше используется из праздного любопытства. Однако к подобной диагностике обращаются крайне редко и не планируют пол будущего ребенка, поскольку главной задачей остается выносить и родить здорового ребенка.

Так, подытожив, можно сказать, что понятия «церковь и ЭКО» сегодня являются взаимодополняющими.

Анна Кислякова для сайта odeve.ru