Развитие ребенка

Уже с раннего детства у малыша начинается становление личности, и  влиять на это  может всё что окружает маленького человека. Сам процесс детского развития является очень сложным и интересным, взрослые же в свою очередь оказывают на него непосредственное влияние.

Развитие ребенка дошкольного возраста

Дошкольное воспитание не должно ограничиваться специализированными занятиями под руководством различных педагогов. Одну из главных ролей здесь играет ближайшее окружение. Раннее развитие детей - процесс очень сложный, поэтому без участия родных он станет еще труднее. Этим процессом можно управлять, используя комплексный подход к формированию  интеллектуальных и физических возможностей. Большинство современных методик разработаны в основном для детей от года до пяти лет. Именно этот период  является наиболее важным для насыщения знаниями, для развития мышления, а также для личностного становления. 

Становление личности человека от года до трех лет очень сильно зависит от психологической поддержки взрослого окружения. Этот возраст является наиболее активным в познании мира, а в этом сложном деле у малыша могут возникать  не только радости, но и разочарования. Поэтому главной задачей взрослых является своевременная помощь при переживании неудач, правильная мотивация и поощрение достижений.

Развитие человека от трех до семи лет в некоторой степени является социальным. В таком возрасте детям наиболее интересны ролевые сюжетные игры. Именно с помощью них происходит личностное становление.

Существуют также специализированные центры для детей. Специалистами в процессе обучения используется особая методика, предусматривающая разработку специальных развивающих программ для детей различного возраста.

Вообще центр развития детей может иметь различные направления, то есть бывают центры общеобразовательные, а также специализированные. В первых обычно происходит умственное и речевое развитие ребенка. В специализированных же центрах упор делается на развитие каких-либо отдельных способностей детей.

Сама психология детского развития имеет пять основных элементов: психологическое, речевое, познавательное, психическое, а также эмоциональное.

Психическое развитие ребенка

Психическое становление согласно теории Эриксона проходит в восемь психологических стадий. В течение этих стадий личность устанавливает для себя основные ориентиры по отношению к обществу и к самому себе. У каждой стадии есть собственные параметры, имеющие способность к значительным изменениям.

Первая стадия  характеризуется развитием взаимодействия  с обществом. Данный параметр может изменяться от отрицательного (недоверие) до положительного (доверие). Уровень доверия к себе, обществу и окружающему миру зависит от того, как хорошо к ребенку относятся и как полно удовлетворяют его потребности.

Вторая стадия происходит на 2 и 3 годах жизни. Основными ее характеристиками являются самостоятельность, равновесие, нерешительность. В этот период важно не препятствовать ребенку, не ограничивать его и не торопить. Именно в таких условиях человек учится контролировать свое тело, ощущает свое физическое совершенство, овладевает собой и становится все более самостоятельным. Если же делать за ребенка все, что он может сам, постоянно одергивать его и запрещать, то в нем может зародиться нерешительность и стыд.

Третья стадия проходит в течение 4 и 5 годов жизни. Развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется формированием чувства вины и предприимчивости. В этом возрасте ребенок многое умеет, его игры наполняются фантазией и становятся более разнообразными. Помимо этого он становится все любознательнее и задает взрослым множество различных вопросов. Именно самостоятельность при выборе игр и серьезные подробные ответы на детские вопросы формируют дальнейшую предприимчивость человека. Чувство же вины приобретается человеком, если он постоянно слышит, что его игры бессмысленны, вопросы глупы, а активность раздражает. И чувство это сохраняется на дальнейших жизненных этапах.

Развитие детей школьного возраста охватывают четвертая и пятая стадии. Четвертая стадия проходит в период от 6 до 11 лет. В это время у человека складывается неполноценность или же умелость. Он имеет способность к организованным занятиям, дедукции и жизни по расписанию. Также в этот период у него обостряется интерес к устройству вещей. Важно повысить интерес к творческим играм, которые имитируют рукоделие, строительство, а также домоводство, то из него получится очень умелый взрослый человек. В противном случае  формируется чувство неполноценности.

Пятая стадия является завершающей стадией. Продолжается она до 18 лет. В этот период происходит идентификация собственной личности, и в случае если подросток не может осознать себя, он начинает путать роли. В этот период важно сформировать целостное представление о самом себе из множества разрозненных. Это происходит посредством выработки собственного «Я». Если осознание этого «Я» не происходит, подросток становится социально дезадаптирован и появляется путаница ролей. Выработка собственного «Я» будет положительной в том случае, если подросток подошел к этой стадии, удачно завершив все предыдущие, то есть с хорошо сформированными доверием, умелостью, а также самостоятельностью.

Физическое развитие ребенка

Физическое развитие - это взаимосвязь функциональных и морфологических признаков организма.

Чувствительность к внешней среде определяется интенсивностью протекания процессов созревания и роста организма. Поэтому, степень физического становления считается достоверным показателем его здоровья. Физическое развитие ребенка оценивается несколькими показателями.

Одним из них являются морфологические показатели, то есть рост, вес, длина окружности грудной клетки, а также окружность головы (только у детей до трех лет). Рост является самым стабильным показателем этой группы. Максимальный темп роста наблюдается в течение первых трех месяцев жизни малыша.

Вес является лабильным показателем, то есть он изменяется под влиянием конституции, а также соматических и нервно-эндокринных нарушений. Изменение массы тела также зависит от режима дня и питания. Наиболее эффективно набирается вес за первый год жизни и в пубертатном периоде.

Существуют еще два вида показателей, по которым проводят оценку физического состояния. Это функциональные показатели, то есть мышечная сила кистей рук, емкость легких и мн. др., а также показатели развития мускулатуры, мышечного тонуса, осанки, опорно-двигательного аппарата и подкожного жирового слоя.

При сопоставлении всех этих показателей со стандартами и нормами, которые разработаны индивидуально для каждого региона с учетом климатических и географических условий проживания, а также этнической принадлежности малыша, и проводится оценка физического развития человека.

Творческое развитие ребенка

Уже с раннего детства у человека начинает развиваться талант. И творческие работы нужно начинать уже с того момента, как малыш научился держать что-либо в руках. Исходя из интересов человека и темпов его развития, нужно выбрать вид деятельности. Ведь посредством творчества происходит самовыражение малыша. Кроме того, в процессе работы ребенок может выражать разнообразные эмоции, у него развивается фантазия, которая просто необходима для правильного развития мозга. Человек учится мыслить творчески и креативно, тренирует свою самостоятельность, то есть делает все сам, так как он придумал. В процессе творческого развития у малыша развивается логическое мышление. Творчество позволяет человеку развивать память, мелкую моторику, интеллект и внимание. Важно проявить внимание к занятому работой ребенку. Он обязательно это оценит, что побудит его к продолжению занятий.

Творческие работы могут быть снабжены различными материалами, как природными, так и иными подручными средствами, которые оказывают сильное влияние на развитие фантазии.

Перед началом творческой работы нужно подготовить малышу накрытый клеенкой рабочий стол, на который следует выложить все инструменты и материалы. Ребенка следует одеть в удобную одежду, которую не жалко испачкать. Что касается инструментов и материалов, то они должны быть максимально безопасными.

В процессе занятий нужно обязательно учитывать темперамент и характер человека. Эти свойства являются основными при выборе времени, отведенного на работу. Чтобы малыш не потерял интерес к творчеству нужно в работе делать небольшие перерывы для отдыха. И если ребенок не хочет чем-то заниматься принуждать его не нужно ни в коем случае. Успехов в этом деле он не добьется. Во время работы детей нужно периодически хвалить. Это даст  стимул к продолжению начатого дела. А вот всяческие поучения окажутся лишними. Необходимо дать свободу мысли. По завершении работы лучше будет навести порядок вместе. Это научит убирать за собой.

Музыка

Очень важным для детей является музыкальное развитие. Каждый ребенок должен уметь понимать и слушать музыку, а также получать от этого удовольствие. Музыкальное развитие оказывает влияние на целостное формирование личности малыша. При этом воспитываются моральные качества и улучшаются физиологические. В процессе прослушивания музыки развивается и укрепляется центральная нервная система. Также происходит развитие мелкой моторики и координации.

Начинать музыкальные занятия необходимо с первых дней жизни малыша.  И не обязательно, чтобы это была классическая музыка. Карапузу достаточно будет слышать  различные звуки природы или музыку их содержащую. И само собой не нужно забывать о детских песенках.

Особое внимание следует уделить колыбельным песенкам. Прослушивание таковых крайне положительно сказывается на детском развитии. Особенно когда малышу поет мама. Когда он подрастет, сможет даже подпеть ей.

Начиная с двухлетнего возраста детям можно дарить простейшие музыкальные инструменты, например барабан, дудочку или бубен. Со временем при прослушивании простых мелодий можно научить его отбивать ритм. Это поможет повысить стремление овладеть каким-то инструментом.

По достижении ребенком четырех - пяти лет можно начать водить его на концерты или музыкальные постановки. Если малышу интересна музыка и музыкальные инструменты нужно записать его в музыкальную школу или студию.

Здесь важно с помощью ненавязчивости и поощрений развить  интерес к занятиям. Насилие же приведет к тому, что малыш просто потеряет этот интерес и бросит учебу. Поэтому первые занятия нужно стараться сделать максимально увлекательными и богатыми позитивными впечатлениями.

Художественное развитие

Художественное развитие дошкольника может определить одаренность малыша, а также развить его творческий потенциал. Так получив правильное художественное образование, малыш вырастет добрым, успешным и здоровым человеком.

Кроме того художественные занятия имеют терапевтический эффект.  То есть в процессе рисования или лепки ребенок успокаивается, выпуская свои чувства наружу. Но человек растет и ему уже становится мало тех «каляк», которые он так старательно вырисовывал. Теперь необходимо прививать ему умения и навыки, которые смогут помочь ему достигнуть желаемого результата.

Художественные занятия ставят перед родителями четыре основных задачи.

  1. позволить проявить самостоятельность в творчестве
  2. помочь получить нужные навыки, чтобы дать возможность малышу совершенствоваться
  3. научить получать новые цвета и оттенки с помощью смешивания красок
  4. показать основные способы и приемы рисования и лепки.

В процессе художественных занятий важно регулярно хвалить ребенка и всячески его поощрять. Но делать это нужно искренне, так как, почувствовав фальшь, малыш может потерять интерес к работе.

Развитие ребенка, видео

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.