Как ответить на хамство

Как ответить на хамство

Как ответить на хамство

Бывают такие ситуации, когда мало того, что за окном серость и тоска, так еще и сталкиваешься с хамством (на работе, в транспорте, магазине). Человек в ответ молчит, так как его научили, что неприлично отвечать неадекватом на неадекват. Но ведь терпение когда-нибудь кончается и хочется ответить обидчику, но как ответить на хамство правильно?

Самым простым вариантом является игнорирование обидчика. Например, какая-нибудь пенсионерка, мимо которой вы прошли мимо, нелестно отозвалась о вашем образе (одежде, макияже). Вы заходите за угол и забываете о случившемся. В результате - у обоих сохранилось внутреннее равновесие. Однако бывают ситуации, когда сбежать не удастся. К примеру, это может быть семейный обед, переполненный автобус, кабинет врача или начальника. К тому же, иногда возникает желание сказать что-нибудь колкое. Ответить хаму на его грубость. Промолчав, человек возможно на протяжении всего дня будет думать о том, что было бы, если бы он достойно ответил обидчику.

Сейчас существует отдельное направление диалектики, называемое словесной борьбой, техники которой помогают отправить хама в психологический нокаут, используя при этом всего лишь несколько фраз, и сохранить внутреннее спокойствие.

Итак, существуют 10 способов того, как ответить на хамство.

Способ первый. Разоблачение

учительХамство может иметь скрытый характер. К примеру, учитель может ставить ученику несправедливо заниженные оценки, только потому, что он ему не нравится. В этом случае необходимо разоблачить обидчика, кратко описав ситуацию на родительском собрании. Учитель, испугавшись, что другие уличат его в необъективности, будет стараться доказывать, что он не такой и в другой раз он вначале подумает, перед тем как ставить ребенку заниженную оценку.

 

Способ второй. Шокировать

Нередко люди слышат от продавцов такую фразу, как «Вы покупать-то будете?» К походу в магазин следует готовиться заранее и припасти пару фраз, которые совсем не относятся к делу, чтобы шокировать своего противника. Например, на очередной вопрос будете ли вы, наконец-то, брать товар или нет, можно сказать: «А жираф в тумбочку поместится?».

Способ третий. Задавать вопросы

Вы нечаянно толкнули в метро женщину и извинились, но она не успокаивается и произносит: «Ты что, слепая? Совсем обнаглела?» В ответ вы уточняете: «Вы считаете, что я наглая и слепая?» В ответ вы скорей всего услышите: «Естественно! Ты мне вон на ногу наступила!» Вы должны на это ответить: «Вы думаете, что я специально наступила вам на ногу?» Женщине больно, поэтому ее первой реакцией и является агрессия. Причем она сама не понимает, что случилось. Переделывая ее фразы в вопросы, вы тем самым указываете на противоречивость ее слов и помогаете разобраться в ситуации. Конечно же, все люди разные, и в такой же ситуации в ответ на ваше извинение вы можете увидеть сдержанный кивок - человек принял извинение.

Способ четвертый. Обесценивание

В ЖЭК нас, как правило, встречают крикливые и чем-то недовольные женщины. У них нет настроения, они с кем-то повздорили с утра или не ладится семейная жизнь, и тут в кабинет заходите вы, красивая, успешная, в хорошем расположении духа. Ей обидно и она начинает хамить. Это система, бороться с которой бесполезно. Однако на эту ситуацию можно взглянуть под другим углом, например, можно представить, как еще расшифровать аббревиатуру ЖЭК: жизнеутверждающее эротическое кино, жилище экзотических котов и тому подобное.

Способ пятый. Блеснуть знаниями

Когда разгорается конфликт, собеседник покраснел от злости и уже готов накинуться на вас, то в этом случае лучше привести вместо нескольких доводов один весомый. Здесь стоит блеснуть своими знаниями. Например, сотрудница госучреждения, кричит о том, что у вас среди принесенных документов, не хватает какой-то справки. Но вы накануне специально заходили на сайт организации, и о справке там ничего сказано не было - вот об этом то и нужно сказать противнице. Когда ситуация идет не так как было запланировано хам начинает вести себя осторожнее. В результате, пусть и ворча, ваши бумаги будут приняты. 

Способ шестой. Запудрить мозги

шефСлова собеседника можно перефразировать и отвечать на его реплики, используя общие утверждения. К примеру, такая ситуация. Начальник вызвал к себе «на ковер», чтобы поглумиться и произносит следующее: «Я еще не встречал таких сотрудников как вы. Все уходят не раньше 22.00, а вы все время выделываетесь. Уволю вас!» На это вам стоит ответить примерно следующей фразой: «Разным людям нужно разное количество время на то, чтобы качественно сделать свою работу». Если поспорить не с чем, то слова вашего начальника быстро иссякнут, и он успокоится.

Способ седьмой. Повторить мысль разными словами

В ресторане суп был принесен после десерта, что, конечно же, неправильно. Но администратор заведения извиняться за это и не думает. Придумывая все новые и новые оправдания, он доказывает, что все в их ресторане по высшему классу: «Вам принесли теплый суп, мы практически не заставили вас ждать. И все приборы вам поменяли». Чтобы продемонстрировать ему, что вы настроены серьезно, необходимо несколько раз повторить мысль разными словами: 1. «Мы не будем оплачивать заказ - суп вы принесли после десерта». 2. «Первое едят до десерта, это ни для кого не секрет» и 3. «Мы нормальные люди и суп мы хотели съесть перед десертом. Но так как это невозможно, за первое платить мы не намерены». 

Способ восьмой. Юмор

Человек, прежде чем сказать что-то плохое, набирает воздуха в легкие. Если его рассмешить, то он расслабляется. Сопроводив свою шутку улыбкой и дав собеседнику понять, что вы его ни в чем не обвиняете, вы тем самым побудите его задуматься над тем, что он не такой плохой. Например, вы попросили водителя автобуса остановиться, а он в ответ ворчит: «Нужно было раньше попросить остановиться, здесь я останавливаться не буду. Мужчина выходил километр назад, могли бы и там выйти». Вы улыбаетесь и произносите следующее: «Минуту назад вы так ловко припарковались. Может, повторите это еще раз?»

Способ девятый. Отвлечься

Этот прием двойственен. Вы можете перевести беседу в другое русло. Вы пришли к врачу, а перед его кабинетом скучающая очередь. Бабушкам очень нравится обсуждать свои болячки. Поговорите с ними пару минут о диагнозах, и они пропустят вас сами. Если ситуацию изменить не получается, нужно отвлечься. Начальник не успокаивается, рассмотрите внимательно картину на стене или решите в уме: 1068*53+1342-235. Собеседник выговориться, а когда начнутся рациональные предложения, то он сам обратит на себя ваше внимание. Способ десятый. Соглашаться со сказанным

Супруг возмущается: «Сколько можно объяснять?! Неужели так трудно запомнить, как пользоваться сканером? Это даже ежу понятно!» Вы выдерживаете паузу и соглашаетесь со всеми его словами: «Да, я - ежиха, которая не умеет пользоваться сканером и включать компьютер». Спустя пару минут муж утратит интерес. Он ведь хотел оскорбить и унизить вас, а вы веселитесь.  И он в очередной раз примется показывать вам, как пользоваться сканером. 

Где бы вы ни столкнулись с хамством, путайте, шутите, разоблачайте и спрашивайте. Можно использовать все способы вместе. И хам, поняв, что вы дадите достойный отпор, перестанет хамить.

Интересные факты о хамах

  1. Первым хамом был один из сыновей Ноя по имени Хам. Своим братьям он сообщил, что отец выпил и заснул голым в шатре. За то, что Хам захотел высмеять другого, он был проклят.
  2. Для того чтобы определить кто перед ним: идеальная жертва или достойный соперник, хаму нужно всего лишь семь секунд.
  3. В поисковике 4-ой строкой после фразы «как бороться с хамством» вылезает «как бороться с хорьком».
  4. За границей есть профессия «тайный покупатель», задачей которого является создать конфликтную ситуацию в магазинах, что проверить вежливость персонала.
  5. Слово «фиг» раздражительно действует и на Word. Как считает программа, если это слово не обозначает фиговое дерево или его плод, то оно носит разговорный или грубый характер.  

Литература 

В книге «Психологическое айкидо» Михаила Литвака описываются оригинальные приемы того, как противостоять манипуляции и хамству. Она рассчитана как на не особо умелых сотрудников, так и на профессиональных психологов. Все научные факты изложены автором доступным языком.

Те, у кого имеются хорошие знания английского,  могут приобрести пособие «Verbal Kung Fu for freelancer by Jeremy Tuber, в котором рассказывается о том, как утихомирить наглых клиентов. Это пособие будет полезно работающим на дому и офисным служащим. 

Как ответить на хамство (видео)